• Чат
  • Последние сообщения форума
  • Книги в библиотеке
  • Посмейся
Пятница, 19.04.2024, 07:21

Неофициальный сайт Алекса Коша

Логин:
Пароль:
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 745
Плеер
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Другие авторы

Главная » Статьи » Другое

В категории материалов: 13
Показано материалов: 1-13

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Так где же следует искать начала литературного жанра - или поджанра - которым нам придется заняться? Мнения специалистов разделились. Одни отсылают нас к Уолполлу, Энн Рэдклифф и Мэри Шелли, другие предпочитают указывать на Лорда Дансени, Меррита и Кларка Эштона Смита. Третьи же - и мнение их разделяет нижеподписавшийся - разыскивают истоки Белого Нила в так называемых pulp-magazines. В одном из подобных журнальчиков некий Уиндзор МакКей где-то в 1905 году начал печатать комикс о приключениях героя, носящего тривиальное имя Немо. Отрывки комикса появлялись раз в неделю и издавались довольно-таки долгое время. Картинки МакКея среди подобных комиксов отличала одна, довольно-таки характерная черта - приключения вышеупомянутого Немо происходят не на Диком Западе, не в захваченном гангстерами Чикаго времен сухого закона, не в дебрях Черной Африки и, даже, не на другой планете. А разыгрывались они в удивительной стране, которую МакКей назвал Сламберлендом - где было полно замков на скалах, прекрасных принцесс, храбрых рыцарей, волшебников и ужасных чудовищ. Сламберленд МакКея стал первой, по-настоящему популярной Страной Никогда-Никогда, Never-Never Land'ом. Страной Мечтаний. Комикс МакКея нельзя было отнести к приключенческим (adventure), не был он и научной фантастикой (science fiction). Это была фантазия. По-английски - fantasy.

Несколько позже, в 1930 году, Роберт Говард, которому исполнился двадцать один год, выдумывает амбала Конана из Киммерии для потребностей журнальчика «Вейрд Тэйлз». С первой историей о Конане Америка встречается в 1932 году. В 1936 году Говард кончает жизнь самоубийством, оставив наследство в виде нескольких коротких рассказиков и новелл, действие которых происходит в несколько похожем на нашу Землю, но все же совершенно фантастическом и неестественном Невер-Невер Лэнде. Героический Конан вытворяет здесь то, что не мог его творец. Говард оставил всего одно крупное произведение о Конане, а именно - «The Hour of the Dragon» («Час Дракона»). После его смерти произведение публикуется вновь под названием «Conan the Conquerior» («Конан Завоеватель»). Говард лежит себе в темной могилке, а мирок американских фанов начинает трястись от последующих «Конанов...», выпекаемых шустряками, чующими большие деньги. Шустряки чувствуют себя прекрасно, потому что знают: Говард создал новый, читабельный, прекрасно продаваемый жанр - sword and sorcery («меч и магия»), иногда называемый еще и heroic fantasy («героическая фэнтези»).

Другое | Просмотров: 529 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Писатель Роберт Эрвин Говард прожил тридцать лет. В некрологе его друга по переписке, писателя и философа, создателя мифов загадочного доисторического государства Ктулху Говарда Лавкрафта, которым сопровождают чуть не каждое издание Говарда в России возникает образ чуть не супермена - сильного, мужественного, в высшей степени эрудированного человека, своим героям как минимум равновеликого. И ни слова о том, как и почему он так рано ушел из жизни. Говард славен по крайней мере тем, что создал воистину бессмертного героя. Писателя нет в живых шестьдесят три года, но вот уже третье поколение авторов пишет продолжения саги о Конане-варваре. О том самом Конане, которого в кино (не слишком удачно) воплотил Арнольд Щварценеггер, о варваре из Киммерии, скитающемся по просторам далекого - по большей части придуманного - прошлого Земли, ищущего приключений и власти. Варвара, стремящегося стать царем. Но самому Говарду стать Конаном - как он ни стремился к этому - так и не удалось.

История эта необычна и в то же время банальна. Банальна - по сути своей, необычна же по причине действительно серьезной величины фигуры Говарда.

Другое | Просмотров: 601 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

...Так сколько всё-же миль до Авалона? И все... и ни одной...
Что отличает эльфов и людей Смерть, и только. Они могут вступать в браки между собой и "давать плодовитое потомство". Сей признак говорит о том , что эльфы и люди -- один биологический вид. Если не верите, загляните в школьный учебник биологии (Генетика). Смерть, Дар Илуватара, вколочен в человека так, что даже культура клеток живёт и размножается где-то в течение 60 делений, после чего гибнет. Полностью. Словно выключатель щёлкает...
Но если представить на миг, что группа людей открыла секрет бессмертия... Они просто вынуждены "представиться" другими существами! Эльфы не стареют? Что делать - организм такой! Ах, это люди?! А Я ТОЖЕ ХОЧУ!!! Молчишь, гад А ну-ка, братец , на дыбу!.. К счастью, генетику в Средиземье не проходили, иначе эльфы столкнулись бы с таким геноцидом, по сравнению с которым Освенцим..., простите, я увлёкся...
Очень похоже, что Перворожденные могли продлевать не только собственный срок жизни. И это давало им огромный козырь в политике. Любой король знал, что можно прожить дольше, если не пить много вина, соблюдать умеренность в сексе, но, главное, ДРУЖИТЬ С ЭЛЬФАМИ.
Есть у бессмертия ещё один аспект. Это "небольшое" биологическое различие двух народов приводит к различиям в психологии, в политике, в науке, в мировоззрении...и ещё чёрт знает в чём! И, конечно, в путях прогресса. Человек торопится и изобретает - эльф наблюдает и постигает саму суть явлений и предметов. И совершенствует тело, душу и скрытые способности. У него просто есть на это неограниченный запас времени. В результате, эльфу становится доступно то, что мы называем МАГИЯ.
Интересно, что "магия" Толкиена принципиально отличается от "магии" других писателей фэнтези. Она больше сдвинута в сторону современной парапсихологии. Гэндальф, например, всего раза два-три щеголяет огнём и молниями. Причём, на уровне пехотинца с огнемётом. (А если учесть, что он спец по пиротехнике...) И страницы четыре потом отдышаться не может. Гораздо чаще и ловчее он лечит, поднимает боевой дух, снимает морок и сглаз какого-нибудь Сарумана. Магия Саурона и назгулов вообще не страдает внешними эффектами - одни настроения, не больше... Впрочем, я отвлёкся...
Однако, в связи с бесконечным существованием, возникает несколько серьёзных "неудобств".
Другое | Просмотров: 599 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Увядание. Оно наполняет сердце щемящей печалью. Увядание же Великого народа печально вдвойне. Закатилась Звезда Нолдоров. Лишь легенды напоминают о былом могуществе. Осталась Мудрость, но её недостаточно, чтобы отбросить Тень, наползающую с востока. Впрочем, это уже не Их проблема. Слишком тяжелы раны, нанесённые эльфийскому народу в Битве на Дагорлад и при осаде Барад-Дура. От них не оправиться. Теперь эльфы хотят просто уйти...
На месте некогда грозных царств - лишь разрозненные, с каждым годом тающие поселения. Словно осыпающиеся фрагменты древней фрески. Дольн... Лориен...Серебристая Гавань...И над всем этим - Печаль...
Но не торопись печалиться, старина! Вглядись внимательно в эти осколки, и они вдруг соединятся в единую картину, величественную и ужасную. Ибо Тень уже накрыла Средиземье, и это Тень ЗОЛОТОГО ЛЕСА Именно на Закате проснулась в эльдарах их главная сила. Она дремала тысячи лет, в Эпоху Расцвета, когда великие воинства и великие чары обращали в бегство самого Моргота. Но пали воинства, ослабли чары, и проснулась, наконец , Мудрость...
В середине Третьей эпохи был совершён эльфийский подвиг, не только не воспетый в песнях, но даже не упомянутый в Книге. И тем не менее, этот подвиг я считаю величайшим в истории нолдоров. Даже государю Финголфину он был не по силам. Имя эльфа, совершившего его - Владычица Галадриэль. Кто-то усомнится в мотивах, кому-то не понравятся методы, но факт есть факт: под сенью Золотого Леса произошло объединение эльфов Средиземья! Участница похода Феанора, Галадриэль пришла в Средиземье не за Сильмариллами. Её привлекали "земли, которыми можно править". В течение двух эпох, пока говорили мечи, она терпеливо ждала. И только на Закате, когда объединение стало не только возможным, но и неизбежным, она возглавила народ эльфов. Самостоятельные доселе Гавани, Дольн и Лориен спаялись в своеобразную федерацию, триаду, и каждое звено этой цепочки удивительным образом оказалось в нужном месте и стало выполнять свою особую функцию. С этого момента коренным образом меняется внешняя политика Перворожденных. Словно звучит тихий печальный голос, которому невозможно не подчиниться : " Хватит смертей! Кровь эльфов слишком ценна, чтобы проливать её на полях сражений. Пусть дикари рвут друг другу глотки..." И за всю Третью эпоху битва при Форносте - единственное крупное сражение с участием эльфийских дружин. Там, где перевес Эарнура над Королём-Чародеем был подавляющим, где не выступить на стороне Гондора было политически недальновидно, и даже опасно. Именно Галадриэли, женщине, перевернувшей мир движением мизинца, которой я абсолютно НЕ симпатизирую и которой бесконечно восхищаюсь, посвящается эта глава...
Другое | Просмотров: 776 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

ЧАСТЬ 1 «Отрывки из писем Ингару».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта история началась год назад, когда в разговоре со знакомым (ролевиком- толкиенистом) мне просто захотелось пошутить... К тому времени пива в нас уже бултыхалось достаточно, что обеспечило нужный кураж, некоторое представление о предмете имелось, а желание загрузить собеседника во мне присутствует всегда... Как Вы сказали? Толкиен? Почему бы и нет? Всё, наверное, так и осталось бы на уровне невинной шутки, но на следующее утро захотелось мне проверить некоторые тезисы, выдававшиеся накануне в алкогольном дурмане... И на кой чёрт понесло меня на эту галеру! Пришлось шутить несколько дольше, чем расчитывал... И, честно говоря, я не жалею о времени, потраченном на совершенно бредовую и поэтому безумно интересную работу - на доказательство того, что невозможно доказать... Так родились "Письма Ингару".

Другое | Просмотров: 721 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Не стану углубляться в историю до А.С.Пушкина, Н.Гоголя, А.Н.Толстого и М.Булгакова. Благо насчет их произведений никто и не спорит - классика есть классика, хоть horror, хоть фэнтэзи. Попробуйте доказать мне, что "Портрет" и "Вий" - не хоррор, а "Ночь перед Рождеством" и "Пропавшая грамота" - не фэнтези. Ха-ха!

Посмотрим на историю современной советской фантастики, которая, как обычно принято считать, началась с публикации в 1957 году ефремовской "Туманности Андромеды". Первая советская утопия с приключениями была написана в ответ на - только не смейтесь! - "Звездных королей" Эдмунда Гамильтона. Гамильтон - яркая звезда "космической оперы", совершенно особого жанра, среднего между НФ ("бластеры и звездолеты") и фэнтези ("мечи и колдовство") - так сказать, "мечи и звездолеты". Однако "строго научный фантаст" Ефремов воспринял "космическую оперу" всерьез. Более того, в ответ на юмористическую НФ-новеллу о первой встрече с инопланетянами Ефремов написал сверхсерьезное "Сердце Змеи", где бедному Мюррею Лейнстеру, "изобретателю" бластера, досталось на орехи. И до открытия НИИЧАВО советская фантастика была серьезна и "строго научна". Можно ли причислять "Понедельник начинается в субботу" к фэнтези - вопрос сложный. В принципе считается, что существует как жанр юмористическая фантастика, образцы которой можно найти у Лема, Шекли, Желязны, Гаррисона и прочих столпов и монстров, и "Понедельник" относится именно к этому жанру.

Другое | Просмотров: 875 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Пробираюсь по любимому книжному магазину, проталкиваюсь сквозь покупателей, толпящихся у книжных полок. Вот отдел фантастики - полки и стеллажи уставлены книгами. Десятки знакомых имен, десятки пока не читаных авторов…
Прохожу мимо стеллажа с названиями, знакомыми с самого детства. На обложках - красивые люди с героическими лицами. Они покоряют отдаленные планеты, решают сложнейшие этические проблемы, живут богатой и трудной жизнью в далеком и недостижимом будущем. Этот стеллаж, где поселились звездолетчики и ученые - дань уважения мастерам отечественной фантастики. Возле него стоит пожилой юноша с трагически веселыми глазами и ищет том, отсутствующий в его почти полном собрании книг этих фантастов.
Иду дальше, туда, где тесно от посетителей. Книжные обложки тут красочнее, привлекательнее. Из покрытых клепаной броней космических кораблей выпрыгивают удалые молодцы в скафандрах, косящие из автоматов отвратительных монстров. Ложатся на крыло боевые звездолеты, заходя в хвост противнику. Девушки, частично состоящие из пластика и микросхем, наводят на фантастические небоскребы ракетные установки. Но все они - только передовой отряд мира мечты и фантазии. Решительно двигаюсь дальше, туда, где собраны книги в жанре "фэнтези".
Другое | Просмотров: 608 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (1)

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть, залог...

А.С.Пушкин

Готика! Это слово для половины наших современников напоминает не только о средневековье, об устремленных к небу острых шпилях древних соборов и стрельчатых бойницах замков, но и о таинственных детях потустороннего мира: вампирах, призраках, демонических тварях и проклятых бессмертных скитальцах. Готика нынче вновь вошла в моду - она просачивается на вечеринки в образе неестестенно бледного подростка в черных шелковых одеяниях; готика проникает в кино, заманивая зрителя мистикой и ужасом спецэффектов; готика эхом проносится по фантастической литературе, порождая череду Темных Властителей, Черных ритуалов и Роковых проклятий. Она переросла узкие рамки литературного жанра и превратилась в стиль жизни.

Где же его истоки? Что пробудило готику в 21 веке и вновь сделало ее одним из самых эффектных стилей как в литературе, так и в дизайне? Чтобы ответить на эти вопросы, придется вернуться на несколько столетий назад, в те времена, когда соборы потянулись к облакам.

Другое | Просмотров: 1411 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Я часто пытался понять, кем я являюсь - писателем, пишущим научную фантастику, которому снится, что он пишет фэнтези, или наоборот. Большинство моих научно-фантастических вещей содержат некоторые элементы фэнтези и наоборот. Я полагаю, это должно раздражать ревнителей обоих направлений, которые думают, что я порчу научно-фантастические рассказы включением необъяснимого, или я насилую чистоту фэнтези объяснением ее чудес.

Некоторая правда есть и в том, и в другом, так что единственное, что я могу сделать, так это попытаться рассказать, почему я так действую, что кажущаяся разнородность моих работ означает для меня и каким я вижу это значение для всей области в целом. Мое первое самостоятельное чтение в школе включало мифологию - в громадных количествах. Это было до тех пор, пока я не открыл для себя народные сказки, чудесные истории, фантастические путешествия. И это продолжалось довольно долго - до одиннадцати лет - пока я не прочитал свою первую научно-фантастическую историю.

Другое | Просмотров: 546 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Этот текст был написан в 1997 году, но хотя с тех пор о Толкиенистах * (или, как еще их называют, Толкиенутых), было написано уже достаточно много разнообразных материалов в прессе и по телевидению, материалы эти по-прежнему можно разделить на два типа: или взрослый, потолкавшись среди подростков в сине-зеленых плащах с деревянными мечами в руках, пишет статью на тему " Вот как еще сходят с ума отдельные представители нашей молодежи"; или кто-то из этой молодежи сам описывает, какие интересные, духовные и замечательные люди - Толкиенисты, а особенно - он сам и его команда. Серьезные же попытки анализа того, что у нас принято называть "Толкиенизмом", пока не предпринимались.
Другое | Просмотров: 1075 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Фантастика - один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Этим термином обозначают определенный тип образности, систему изобразительно-выразительных средств, а также вид литературы, в котором фантастика выступает в качестве ведущей темы (что, естественно, сочетается с соответствующими приемами изображения).
Другое | Просмотров: 540 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)

Примечание: для того, чтобы понять, о чем, собственно говоря, я написал, необходимо прочесть "Рождение мага" Ника Перумова и весьма желательно остальные его книги, особенно "Гибель богов", также рекомендуется Лукьяненко "Ночной патруль" и "Осенние визиты", а также упоминаемые по тексту переводные книги.

Любая действительно художественная литература - это не описание пейзажей либо фактов, а взаимодействие характеров персонажей с психологической и философской точки зрения. Понятно, что фантастика в этом плане дает куда больше возможностей, поскольку позволяет помещать героев в ситуации, не существующие в реальном мире.

Другое | Просмотров: 1434 | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (1)

Собственно в жанре фэнтэзи существуют три основных направления, часто, впрочем, перемешивающиеся между собой. Первое из них - героическое фэнтэзи, или так называемые "романы меча и колдовства". Это самое старое направление и его первоисточниками я назвал бы греческие мифы. Признанные мастера героического фэнтэзи - писатели Роберт Говард и Майкл Муркок. Произведения и того и другого публиковались на русском языке и весьма популярны в России.

Говард, прежде всего: автор цикла о Конане Киммерийце, самой большой и известной саги героического фэнтэзи. Почти все герои этого направления очень похожи на Конана.

Другое | Просмотров: 722 | Author: Aratorn | Добавил: Креол | Дата: 18.11.2007 | Комментарии (0)