Писатель Роберт Эрвин Говард прожил тридцать лет. В
некрологе его друга по переписке, писателя и философа, создателя мифов
загадочного доисторического государства Ктулху Говарда Лавкрафта,
которым сопровождают чуть не каждое издание Говарда в России возникает
образ чуть не супермена - сильного, мужественного, в высшей степени
эрудированного человека, своим героям как минимум равновеликого. И ни
слова о том, как и почему он так рано ушел из жизни. Говард славен по
крайней мере тем, что создал воистину бессмертного героя. Писателя нет
в живых шестьдесят три года, но вот уже третье поколение авторов пишет
продолжения саги о Конане-варваре. О том самом Конане, которого в кино
(не слишком удачно) воплотил Арнольд Щварценеггер, о варваре из
Киммерии, скитающемся по просторам далекого - по большей части
придуманного - прошлого Земли, ищущего приключений и власти. Варвара,
стремящегося стать царем. Но самому Говарду стать Конаном - как он ни
стремился к этому - так и не удалось.
История эта необычна и в то же время банальна. Банальна - по
сути своей, необычна же по причине действительно серьезной величины
фигуры Говарда. Он родился 22 (на самом деле - 24) января 1906 года в
техасском городке Пистер (неувязка с датой объясняется просто - 22
января имя Говарда было внесено в справочник «Кто есть кто среди
американских писателей»; Говард этим очень гордился и стал эту дату
указывать в качестве дня рождения вместо настоящей). Отец, Айзек
Мордекай, был сельским доктором - эта профессия влекла за собой частые
и долгие отлучки из дому. Мать писателя, Эстер, была домохозяйкой и
болела чахоткой - здоровой ее Роберт не видел никогда. В 1917-м
семейство поселилось в городке Кросс-Плейнс, графство Каллахан, где
Говард и его мать прожили до конца жизни. В том же году в Кросс-Плейнс начался нефтяной бум; население
резко увеличилось - с тысячи до восьмидесяти тысяч человек, среди
которых преобладали спекулянты, авантюристы и прочая шантрапа. Говард
позже писал: «…нефтяной бум легко и быстро научит… тому, насколько
скверная штука жизнь». Вся эта пена схлынула, как только кончилась
нефть. Возвышение и падение Кросс-Плейнс оказали огромное влияние на
творчество Говарда, - во всяком случае, его концепции возвышения и
упадка цивилизаций явно пересекаются с историей техасского городка. Уже
в школе Говард стал читать запоями. Надо иметь в виду, что в тех краях
библиотек не было вовсе, а книжные лавки считались редкостью. Но Боб
находил книги везде. В круг его интересов входили прежде всего история
и художественная литература, а также биографии исторических деятелей,
поэзия, антропология, история Техаса и эротика. В письме к Говарду
Лавкрафту незадолго до смерти он перечислял своих любимых писателей и
поэтов; в этот список вошли Конан Дойл, Джек Лондон, Марк Твен,
Хаггард, Киплинг, Вальтер Скотт, Бирс, По, Омар Хайям, Честертон,
Уайльд, Брет Гарт, Лонгфелло, Теннисон, Суинберн… В этом списке нельзя
не увидеть однобокости, относящейся не только к выбору языка (все
авторы, кроме Хайяма - англоязычные), но и к тому, о чем писали любимые
Говардом авторы. Бирс, По, Уайльд, Теннисон и Суинберн обращались к
темной стороне человеческого сознания, а значит, и реальности, человека
окружающей - герои же Твена, Честертона, Лондона, Конан Дойла, Брет
Гарта и Вальтера Скотта с этой самой темной стороной героически
боролись. В таком подходе, словно у ребенка, есть лишь черная и белая
стороны, - но кто-то из очень приличных людей, писал: чистые цвета -
честны; за оттенками же часто прячутся предатели и негодяи. Говард был
явно не из их числа. Высшую школу он заканчивал в Браунвуде (в
Кросс-Плейнс такой возможности не было). В тамошней школьной газете
были напечатаны первые рассказы Роберта, - но то была школьная газета,
не более. А он хотел большего. Хотел стать писателем. Первый его литературный опыт редакция ему вернула, но в 18 лет
рассказ Говарда «Копье и клык» был опубликован в журнале мистики и
фантастики «Weird Tales», в котором Говард печатался вплоть до самой
смерти. Он мечтал зарабатывать на жизнь только литературой и объяснял
свой выбор так: «…никакое занятие не даст мне той степени свободы, что
дает мне литература… я пишу ежедневно по двенадцать-четырнадцать часов;
доходит до восемнадцати - но это работа по моему собственному выбору…».
По возвращении Роберт выдержал столкновение с отцом, который
хотел отправить сына по своим стопам. Но сын отверг дальнейшее
систематическое образование: «…что я ненавидел в школе, так это
регулярность, регламентированность всех моих действий; но более всего -
то, что кто-то может счесть себя авторитетом для меня, с правом
задавать вопросы о моих действиях и контролировать мои мысли». С этим
было покончено. Однако - по собственной воле - Говард посещал курсы
книготорговли в коммерческом училище. Все это время он продолжал
писать, но зарабатывать литературой оказалось непросто: гонораров не
хватало. Так что курсы книготорговцев стали результатом договора с
отцом: если за год Роберт не добьется финансовой самостоятельности как
писатель, то пойдет в книжный магазин. И уже в 1928-м стало ясно, что в
споре этом выиграл сын. Его рассказы и повести стали регулярно
появляться на страницах «Weird Tales» (в среднем - в трех из каждых
четырех выпусков), его печатали «Fight Stories» Сначала он
заинтересовывался предметом, искал и впитывал максимально возможное
количество информации по теме, потом как бы перевоплощался в новое «я»,
стараясь найти в себе точки соприкосновения с предметом, и только потом
начинал писать. Примерно в то же время Говард прочитал эпическую поэму
Г.К.Честертона «Баллада о Белом Коне». В ней Честертон сводил кельтов,
бриттов и англосаксов под водительством короля Альфреда в битве с
северными захватчиками - норвежцами и датчанами. Вдохновленный, Говард
начал работу над «Балладой о Короле Герейнте», где кельты стойко
сопротивлялись нашествию англов, саксов и ютов. Баллада не удалась, но
в процессе работы над ней Говард придумал свой способ создания миров.
«Смешать столетия, но сохранить единство» - именно по этому принципу он
создавал Гиборейскую эру, в которой живет Конан-варвар. В этом
псевдоисторическом пространстве мы обнаруживаем образы представителей и
реалий разных времен - средневековой Европы (Аквилония), американского
фронтира (Пиктская Глушь), русских казаков, пиратов елизаветинской
Англии (Свободное Братство)… В таком, кажущимся почти бредовым,
смешении он видел возможность использовать универсальные элементы
человеческой природы и исторических образцов. Но мы немного забежали вперед. После «Баллады…» Говард
серьезно взялся за изучение кельтской истории и легенд; он даже пытался
выучить гэльский язык. Ирландские и кельтские темы преобладают в его
стихах 1928-30 годов, и с созданием «Темного Человека» в его творчестве
начинается «кельтская линия», достигшая высшей точки в 1932, с
созданием Конана из Киммерии.
Источник: http://enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/govard.html |