Я
часто пытался понять, кем я являюсь - писателем, пишущим научную
фантастику, которому снится, что он пишет фэнтези, или наоборот.
Большинство моих научно-фантастических вещей содержат некоторые
элементы фэнтези и наоборот. Я полагаю, это должно раздражать
ревнителей обоих направлений, которые думают, что я порчу
научно-фантастические рассказы включением необъяснимого, или я насилую
чистоту фэнтези объяснением ее чудес. Некоторая правда есть и в том, и в другом, так что
единственное, что я могу сделать, так это попытаться рассказать, почему
я так действую, что кажущаяся разнородность моих работ означает для
меня и каким я вижу это значение для всей области в целом. Мое первое
самостоятельное чтение в школе включало мифологию - в громадных
количествах. Это было до тех пор, пока я не открыл для себя народные
сказки, чудесные истории, фантастические путешествия. И это
продолжалось довольно долго - до одиннадцати лет - пока я не прочитал
свою первую научно-фантастическую историю. До последнего времени я не осознавал, что такой порядок чтения
очень хорошо соответствует развитию этой области. Сначала пришла
фантазия, с ее корнями в разных религиозных системах - мифологией - и
эпическая литература. Смягченные версии этих материалов пережили
возникновение Христианства в виде легенд, фольклора, чудесных историй и
частью включены в христианские легенды. Позднее возникли чудесные
путешествия, утопии. Затем, наконец, вместе с индустриальной
революцией, научные обоснования были использованы для объяснения
сверхъестественного Мэри Шелли, Жюлем Верном, Г.Г.Уэлсом. Я
действительно читал книги в надлежащем хронологическом порядке. Теперь я чувствую, что это окрашивает мой подход к
использованию чудесного в литературе. Ранние вещи в стиле фэнтези
включали значительные измышления на маленькой и шаткой фактической
базе. Множество догадок и сверхъестественные объяснения событий перешли
в игру. Я воспринял эти вещи так, как мог бы ребенок - без всякой
критики. Моим единственным читательским критерием было, нравится ли мне
история. Примерно в то время, когда я открыл научную фантастику, я уже
был способен к раздумьям. Я начал ценить разум. Я даже начал находить
удовольствие в чтении о науке. Мой случай, я полагаю, подтверждает, что
онтогенез повторяет филогенез. Мне никогда не переставали нравиться все эти формы - я
полагаю, потому что я думал обо всех. Руководствуясь эмоциями, я
считаю, что трудно провести границу между научной фантастикой и
фэнтези, поскольку я ощущаю их разными полюсами непрерывности -
одинаковые ингредиенты, но разная пропорция. Разумом я понимаю, что
если элементы сюжета включают сверхестественное, или просто
необъяснимое с точки зрения известных законов природы, такая история
должна рассматриваться как фэнтези. Если неправдоподобное объясняется
или есть указатель того, что это может быть объяснено в терминах
современного знания или теории - или их некоторого расширения - я
думаю, что истории такого сорта могут считаться научной фантастикой.
Однако, когда я пишу, я обычно не думаю в терминах такого простого
разделения. Я чувствую, что фантастика может отражать жизнь и поэтому
ее способ существования - классический акт подражания, имитации
действия. Я допускаю, что и в научной фантастике, и в фэнтези мы
пользуемся кривым зеркалом, но несмотря на это, оно тем или иным
образом представляет то, что перед ним помещено. Особенное достоинство
кривого зеркала состоит в том, что оно делает особое ударение на тех
аспектах действительности, которые автор хочет подчеркнуть - то, что
наиболее близко к сатире в классическом смысле - и это превращает
научную фантастику и фэнтези в особый способ высказывания о современном
мире. Я не только не люблю думать о моих историях в раздельных
категориях научной фантастики и фэнтези, но и считаю действительно
опасным для своего творчества проводить такое разделение в моем
ощущении континуума. Следуя Джону Пфейферу, автору книги "Человеческий
мозг" : "Вся вселенная упакована внутри вашего черепа, компактная
модель вашего окружения, основанная на всех впечатлениях, которые вы
собрали в течение вашей жизни." По необходимости, такая модель
ограничена рамками индивидуальных ощущений и природой личных
впечатлений. Таким образом, мир, о котором я пишу, мир, перед которым я
держу кривое зеркало, не является реальным миром в конечном счете. Это
только мое ограниченное, персональное изображение реального мира.
Поэтому, хотя я очень старался сделать мою версию реальности по
возможности более полной, в ней все равно присутствуют пропуски, темные
области, которые доказывают мое невежество в разных областях. У нас у
всех есть такие темные места в чем-нибудь, так как нам не хватает ни
времени, ни возможности чтобы узнать все. Это является частью
человеческого существования - тени Юнга, если вам нравится или
незаполненные адреса в вашей персональной базе данных. Как все это соотносится с чудесным - с фэнтези и научной
фантастикой? Я думаю, что научная фантастика с ее рациональным,
квази-документальным подходом к существующему, берет начало от ясных,
хорошо регулируемых областей нашей собственной вселенной, в то время
как фэнтези, исторически имеет корни в темных областях. Я уже слышу
голоса, возражающие против того, что я подразумеваю, будто фэнтези
берет начало в невежестве, а научная фантастика - в знании. Отчасти это
верно, отчасти нет. Цитируя Эдит Гамильтон:"е было более образованного
поколения, чем то, которое возвещало конец Афин." И это были те самые
высокоразумные Греки, которые передали нам классическую мифологию в ее
наиболее сильных, изощренных формах, в то время как создавали начальные
главы мировой истории. Фэнтези может брать свои исходные посылки в неизвестном, но
это неизвестное дальше обрабатывается рассказчиком вполне рациональным
способом. Таким образом, сама история разворачивается по вполне
определенным законам. Я не говорю, что темные области представляют
собой вещи совершенно непознаваемые, а только,что это представления о
неизвестном отдельных авторов - от безымянных ужасов Лавкрафта до
мыслительных действиий кукол Ларри Ивена. Я не думаю, что модели мира
двух авторов совпадают в точности, но я чувствую, что определение и
представление таких областей неизвестного в литературе является основой
для фэнтези. Однако я хочу пойти еще дальше. Я совершенно не могу
представить действенности хорошего рассказа, в котором присутствует
либо только чистая фэнтези, либо только научная фантастика в тех
критериях различия, какими я их вижу. Как я говорил раньше, я обычно не
думаю о таких различиях, пока я работаю. Пока я пишу историю
определенного размера, мое личное эстетическое чувство обуславливает
стремление к законченности, к полноте картины, к тому, чтобы дать по
крайней мере намек на все, с чем я сталкиваюсь в этой версии
реальности. Таким образом, мои вещи отражают темные стороны в такой же
степени, как и светлые; они содержат несколько неясных или
необъясненных вещей при преобладании того, что подчиняется правилам.
Другими словами, я смешиваю фэнтези и научную фантастику. В результате
получается "сайнс фэнтези" - назаконное дитя такого способа
размышления. Я действовал таким образом в своей первой книге "Этот
бессмертный" оставляя некоторые вещи необъясненными и открытыми для
множества интерпретаций. Я сделал это снова во второй книге -
"Повелитель Снов", только здесь темные области были скорее в самой
человеческой психике, нежели в событиях. Это было в религии Пейян и это
действует на моего рассказчика, Френсиса Сэндо, в научно-фантастическом
романе "Остров Мертвых" . Во "Властелине Света" события могут
рассматриватьля либо как научная фантастика, либо как фэнтези, лишь с
легким смещением акцентов. И так далее, вплоть до моего последнего
романа "Глаз Кота" , где последняя четверть книги может восприниматься
либо как фэнтези, либо как галлюцинация, в соответствии со вкусами
читающего. Я пишу так, потому что должен, потому что маленькая часть
меня, которая желает оставаться честной в то время, когда я рассказываю
тщательно просчитанную ложь научной фантастики, обязывает меня показать
таким способом, что я не знаю всего, и что мое незнание тоже должно
быть каким-то образом проявлено в той вселенной, которую я творю. Я
было недавно удивлялся, куда это привело меня о общем контексте
Американского воплощения чудесного. Я начал просматривать его историю и
был поражен неожиданно интересными связями в общей схеме вещей. Мы
должны вернуться назад.
Источник: http://enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/zhelyazny.html |