Фантастика
- один из наиболее широко толкуемых терминов современного
литературоведения. Этим термином обозначают определенный тип
образности, систему изобразительно-выразительных средств, а также вид
литературы, в котором фантастика выступает в качестве ведущей темы
(что, естественно, сочетается с соответствующими приемами изображения).
Еще совсем недавно для разграничения терминов использовали в
отношении фантастики-темы определение "научная фантастика", имея в виду
понятие и явление более широкое, чем жанр (многие литературоведы
считают фантастику особым видом литературы, специфическим способом
художественного мышления). Это определение (калька с англ. "science
fiction") было введено в обиход Хьюго Гернсбеком (1926-28 г.) (именно в
его честь названа знаменитая международная премия "Хьюго"). Гернсбек
считал, что НФ должна предсказывать, обучать и не предаваться пустым
фантазиям. Он разделял всю фантастику на технологическую
(информативную) и фантастические сказки ("фэнтези"). В наше время то,
что он полагал научной фантастикой - называется "твердой фантастикой" и
составляет малую часть публикуемого. По мнению многих фантастов (среди которых - братья Стругацкие)
термин "научная" только вносит ненужную путаницу. О "научности" речи
может не идти даже на уровне мотивов, а произведение, тем не менее,
будет признано фантастикой. Да и кто может определить критерий
научности-ненаучности, если в самой науке не существует на сегодняшний
день четкой модели мира и человека в нем, а ведущие направления
прогнозируемого развития научного познания очень плохо просматриваются?
Отечественным литературоведением за рабочее принято определение
фантастики как "разновидности художественной литературы, в которой
авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных
явлений простирается до создания особого - вымышленного, нереального,
"чудесного мира " (предложено авторами Литературного энциклопедического
словаря 1987 г.) В соответствии с этим определением, формируется комплекс
основных представлений и понятий фантастики. Специфический объект
фантастики отличается от других тем, что он существует в потенции, в то
время как остальные - в действительности. Присутствие образа
несуществующего (которое тем не менее должно быть изображено
достоверно) придает фантастическим произведениям своеобразный
схематизм, изначальную условность, что не может не сказываться на
художественной достоверности. В критике это свойство нередко трактуется
как недостаток фантастики, в то время как очевидно, что масштабность
изображаемого (главным героем фантастики выступает человечество,
предполагается глобальность временных, социальных, научных обобщений и
прогнозов), естественно, приводит к укрупнению характера до типа,
раскрытию его с точки зрения доминантных черт, ярко проявляющихся при
необычных обстоятельствах. При этом моделирование ситуации часто
подчинено художественной задаче предметно представить и выразить обычно
скрытое или существующее в тенденциях. Таким образом, фантастика
преимущественно выступает в роли эксперимента
интеллектуально-художественного рода, не исключающего
научно-философское осмысление представленного материала. Спорен вопрос о месте фантастики в современной системе родов,
видов и жанров. Дело в том, что отдавая дань традиционным метатемам
основных видов литературы - "Духовный, личностный мир человека",
"Человек в о взаимоотношениях с другими людьми и в собственной
деятельности", "Человек и социум, человек и окружающий его мир",
фантастика, тем не менее имеет собственную метатему - "Человек и
человечество перед лицом грядущего и всего того, что может таиться за
горизонтом прогресса". Эта метатема появляется одновременно с
фантастикой - в середине ХIХ в. - когда зримым становится технический,
научный и социальный прогресс. Доминантой этой метатемы определяется
одно из важных отличий фантастики от остальной литературы.
Источник: http://enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/fantastyka.html |