Как выжить в литературе?
Что заставило вас в довольно зрелом возрасте увлечься
фантастикой?
Открою секрет: публиковался я еще с 1995 года, но не в
беллетристике: книги по маркетингу, военно-историческая публицистика, даже
стихами немного баловался... Ну и рассказы, как бы саспенс — исключительно в
стол. Так что опыт складывания слов во фразы был, но на уровне хобби —
понемногу и после трудового дня. А в тридцать четыре года понял, что хобби мне
гораздо интереснее, чем работа, которой тогда занимался. Взял да и поменял их
местами — зарабатывал, чтобы иметь возможность всерьез поучиться писательскому
ремеслу. Переходный период занял три года — далее большую часть доходов уже составляли
гонорары.
Как складывались ваши отношения с издателями? Трудно ли
было пробиваться в печать?
Когда посчитал, что первые два романа готовы к публикации,
предложил их сразу в пять издательств, три из них достаточно быстро ответили
согласием (два других не отказывались, но затянули с ответом). Так что еще и
выбирать пришлось, где печататься. Однако роль своих талантов не переоцениваю:
как раз шла полным ходом экранизация «Дозоров», издатели ожидали после премьеры
большой интерес к современным вампирам и оборотням, к «городской мистике»
(просчитались, кстати), которой никто в нашей литературе толком не занимался. И
мои романы угодили «в струю».
|
Виктор Точинов и Екатерина Некрасова. |
В переписке с мэтрами и издателями начинающие авторы
часто интересуются: можно ли прожить в России, занимаясь исключительно
литературной деятельностью? Что вы, как опытный писатель, можете сказать по
этому поводу?
Ну что тут сказать... Пока жив, значит — можно. Наверное,
даже штампуя с достаточной скоростью романы-однодневки, которые служат
исключительно для наполнения серий, — можно. Все-таки компьютеризация
писательского труда в разы уменьшила время, потребное для создания книги.
Правда, у меня самого писать романы со скоростью десять штук в год не
получается. Могу начать и закончить роман за 17 дней («Родительский день»
написан именно за такой срок), но не сумею каждые 17 дней выдавать по роману,
предохранители в мозгах не выдержат. В последнее время вышел на график два-три
романа в год, а в промежутках — малая проза, публицистика, составление
антологий... Если приплюсовать гонорары от переизданий и электронных
публикаций, — жить можно, не питаясь одними лишь макаронами.
Прожить на гонорары действительно можно. Но по-разному.
Не каждому же повезет стать Лукьяненко или Пратчеттом. Потому многие фантасты
сидят на двух стульях, предпочитая синицу в руках журавлю в небе. Но путь
каждый выбирает сам...
Любовь к «живым мертвецам»
Роман «Родительский день» во многом перекликается с
классическим циклом фильмов Джорджа Ромеро о «живых мертвецах». Это
сознательный ход или нечаянное совпадение?
Не верю я в нечаянность таких совпадений. Если писатель
утверждает, что Ромеро или Спилберга он не смотрел, Брэма Стокера или Стивена
Кинга не читал, и все совпадения случайны, — врет. Манерничает и интересничает.
Чтобы писать о чем-либо, неважно о чем, хоть о домашнем консервировании овощей,
надо владеть темой. Ориентироваться в культурном слое, посвященном предмету
описания. Знать, что сказали (написали, сняли) по этому поводу предшественники.
А Ромеро в зомби-теме фигура настолько масштабная и знаковая, что не заметить
этакий столп жанра попросту невозможно. И, кстати, написан был «Родительский
день» к юбилею, к сорокалетию выхода первого ромеровского фильма, ставшего
культовым и породившего всю его «зомбиаду».
Второй толчок к написанию дал фантаст Михаил Успенский,
активно меня убеждавший, что адаптация «Живых мертвецов», «Экзорциста» и т. п.
к нашим российским реалиям невозможна. Совсем разные, дескать, страхи пугают
жителей штата Мэн и Воронежской области. Отчасти Успенский прав. Но в последние
десять лет в России наросла преизрядная прослойка так называемого «офисного
планктона». При социализме с человеческим лицом (а также с талонами на колбасу)
эти бизнес-мальчики и девочки толком не жили, бандитский беспредел и
кризисы-дефолты 90-х проскочили, не заметив по малолетству. Не нюхали, в общем,
пороху, и по мировоззрению и жизнеощущению мало чем отличаются от сверстников,
протирающих штаны и юбки в американских офисах. Вот такая-то сладкая парочка и
приехала в деревню Загривье, где назревала небольшая мертвячья вечеринка...
|
|
Мы в ответе за монстров, которых приручили. |
В России существует достаточно обширная аудитория
поклонников «литературы ужасов», у них есть свои блоги в интернете, сайты, даже
онлайн-журнал «Тьма». Тем не менее, хоррор — один из наименее востребованных
жанров в нашей стране, если не принимать во внимание полдюжины переводных
авторов вроде Стивена Кинга, чьи книги неизменно пользуются популярностью. В
чем причина?
Как я понимаю, вопрос связан с книжной составляющей хоррора?
Потому что новые фильмы ужасов, даже очередные поделки Ромеро, до дыр уже
истершего любимую тему, собирают весьма-таки многочисленную аудиторию. Книжный
хоррор импортного происхождения тоже вполне востребован: ведь если вдуматься,
полдюжины хорошо читаемых авторов — это много, каждый такой «паровоз» тянет за
собой цепочку «вагонов», то есть авторов, чьи книги, весьма уступающие по
тиражам романам мэтров, тем не менее, тоже неплохо продаются.
В роли же затюканной Золушки литературного процесса остается
то, что мы называем «российским хоррором». Называем, надо сказать, совершенно
неоправданно. Ибо под этой маркой пытаются продавать, к примеру,
«физиологическую» прозу Сорокина, Мамлеева и еще нескольких авторов. Но,
извините, хоррор по определению должен пугать, а их творения как-то не очень
нагоняют страху. Рвотный рефлекс (по крайней мере, у меня) вызывают исправно,
не более того. Тоже сильное чувство, но несколько иного плана. Еще у нас
распространены книги, где в качестве персонажей фигурируют вампиры, зомби,
оборотни. Причем книга может быть написана в форме детектива, боевика, даже
дамского романа с гламурненькими вампирчиками, но никого это не волнует:
вампиры? — ставим на полочку ужасов.
Увы, есть обоснованное подозрение, что данная конкретная
Золушка никогда не превратится в принцессу. Так и сгинет на кухне, перебирая
фасоль. Потому что назвать-то «хоррором» можно что угодно, хоть «Гамлета»
(череп, призрак, кладбище — чем не ужастик?). Да только те, кто нуждается в
такой литературе, Шекспира с полок не сметут. Они очередной роман Стивена Кинга
купят или билет на какой-нибудь «Пикник живых мертвецов». Проклюнутся ли ростки
настоящего «российского хоррора» в упомянутом выше сетевом сообществе? Не знаю.
Есть среди энтузиастов достаточно талантливые авторы, и если они сумеют
пробиться, не переквалифицировавшись под давлением издателей на фэнтези и
космооперы, то... В общем, поживем — увидим.
Виктор Точинов — один из немногих стойких представителей
отечественных «хоррор-рыцарей», пытающихся пронзить читательские сердца
источающим страх клинком. Пока без особого успеха... Но ведь когда-то и наше
фэнтези читатель в упор не замечал?
Альтернативные реальности
«Мертвые звезды» — довольно необычная для вас вещь:
научная фантастика, действие которой происходит в не слишком отдаленном
будущем. При этом роман пронизан духом «антикосмизма»: на основе этой книги
можно сделать вывод, что увлечение пилотируемой космонавтикой в современном
мире — удел маньяков. Откуда такое отношение?
Не стоит делать столь прямые выводы из романов, тем более
фантастических. Писатели (если не считать юных авторов нашего фэнтези)
вообще-то пользуются таким приемом, как «метафора». А еще гиперболизируют
некоторые свои мысли для пущей доходчивости.
Освоение ближнего космоса — дело важное и нужное,
современную жизнь на Земле и не представить без того, что дают нам спутники. Но
хвост не должен вилять собакой. Космос для Земли и землян, а не наоборот. Мы с
Антоном Первушиным, известным сторонником российской космической экспансии,
поддерживаем вполне приятельские отношения, но сколько мы на эту тему ни
говорили, так и не смог он растолковать: что же такого на Марсе или Венере
интересного, о чем нам не смогут поведать беспилотные аппараты? Для чего,
собственно, надо человеку, облаченному в космический скафандр, непременно
топнуть ногой по марсианскому грунту?
«Мертвые звезды» вовсе не о том, что пилотируемой
космонавтикой способны увлечься лишь маньяки. Наоборот, это история человека,
не расставшегося с романтическими мечтами и увлечениями юности, — и негаданно,
случайно получившего колоссальные, непредставимые деньги для их воплощения. И
лишь тогда у космического мечтателя «поехала крыша»...
|
|
Ужас бывает разным. |
Ваша книга «Великая Степь» — своеобразный ответ
многочисленным российским фантастам, описывающим одну и ту же ситуацию: наш
современник попадает в прошлое и быстренько всех там строит, а сам становится
великим военачальником и мудрым правителем. У вас же на пару тысяч лет назад
переносится хорошо подготовленная воинская часть, и все равно терпит поражение.
То есть вы считаете, что на самом деле никаких шансов у современного человека в
прошлом нет?
Именно так и считаю. Уверен, что пик карьеры современного
человека, оказавшегося в средневековье, отнюдь не должность царя или
военачальника, — но раба-гребца на галерах, сборщика верблюжьего навоза в
лагере кочевников или что-либо не более почетное. Даже если отбросить тот факт,
что первая простуда скорее всего станет для «нашего в Хроносе» последней, —
вирусы ведь мутируют очень быстро, ни малейшего иммунитета к древним штаммам у
нас нет, и без антибиотиков летальный исход неизбежен.
Вы принимали участие в нескольких межавторских проектах —
например, в свободной новеллизации «Секретных материалов» Криса Картера. Что
это для вас: литературная игра, школа для начинающего автора или чисто
ремесленная работа, позволяющая молодому писателю выжить, и только?
И то, и другое, и третье. Написать что-то свое в тесных
рамках чужого мира, с чужими персонажами, но так, чтобы читалось с интересом не
только фанатами сериала, игры и так далее, — всегда определенный вызов. Смогу,
сумею? Или получится дурно раскрашенная картонка? Ну и лишние гонорары, кто ж
от них откажется? Главное — не зацикливаться (в прямом и переносном смысле) на
подобных проектах, не уходить в них с головой, оставляя время для историй,
происходящих в собственных авторских мирах.
В начале 2008 года вы вместе с Натальей Резановой
составили сборник «альтернативной классики» «Герои. Другая реальность». Как
зародилась эта идея и насколько перспективной она вам сейчас кажется?
Идея зародилась давно, за пять лет до выхода книги — когда я
написал «Ночь накануне юбилея Санкт-Петербурга», где довольно-таки вольно
обошелся с марктвеновскими героями в его же декорациях. Тогда и появилась
мысль: а неплохо бы смотрелся межавторский сборник, составленный из аналогичных
текстов. Смутная идея претворилась в конкретные действия далеко не сразу, но
закончилось все красиво изданной антологией. А перспективы... Проект, несмотря
на сомнения ряда издателей, коммерческим провалом не завершился, хотя целевая
аудитория у него заведомо уже, чем у романов про эльфов-гоблинов. Тираж
разошелся, издательство «Азбука» заказало продолжение банкета — второй сборник
альтернативной классики, мы с Резановой уже начали отбор текстов. Перспективы,
по меньшей мере, имеются.
Не ужасом единым жив человек. Виктор Точинов вовсе не
собирается замыкаться в компании алчущих мозгов зомби и прочих упырей.
Хроноопера, научная фантастика, новеллизации, «альтернативная классика» — чем
разнообразнее, тем лучше.
Страсть к игре
Вы активно сотрудничаете с платными электронными
библиотеками. Как вы считаете, электронная книга убьет-таки бумажную? И когда
приходить на поминки?
Никто никого не убьет, поминки отменяются. Разве кино убило
театр? Да и кинотеатрам пессимисты предрекали неизбежную смерть с развитием
телевидения. И ничего, до сих пор все живы.
Какой-то отток читателей в электронные библиотеки неизбежен,
и мы его уже видим. Но гораздо большую потенциальную аудиторию оттягивают
электронные игры и ТВ. Процесс неизбежный, как к нему ни относись. Кстати,
сейчас, при надвигающемся кризисе, ожидается замедление этого процесса.
Массовое чтение бумажных книг легких жанров, что ни говори, — развлечение для
малоимущих. Нет у человека денег на поход в ресторан или ночной клуб, — купит
книжку и скоротает несколько вечеров. Недаром во всех финансовых передрягах
1990-х книги продолжали достаточно бойко издаваться.
|
|
Игра со смертью — вот где азарт! |
Понятно, что у профессионального писателя, несмотря на
«гибкий рабочий график», остается не так уж много времени на развлечения. Тем
не менее: какие фильмы смотрите, в какие игры играете?
Кино — исключительно развлекательное, предназначенное для
разгрузки мозгов: боевики, триллеры, чернушные комедии. А игры... Не хочется о
грустном. Надо сказать, что если я и не законченный игроман, то весьма к тому
близок. Причем не только в компьютерных играх — раньше, когда повсюду стояли
пятирублевые автоматы, редко проходил спокойно мимо. И даже играл на ТВ в
«Слабом звене» и «О, счастливчик!»... Зная о своей страсти к азарту, — не денежному,
а именно к азарту самой игры, — даже к дверям павильонов с игровыми автоматами
не приближаюсь, не говоря уж о казино.
В общем, квесты и стратегии живут на моем компьютере очень
недолго — за три-четыре дня после окончания очередной книги наиграюсь вдоволь и
стираю до следующего раза, иначе не смогу спокойно писать.
Над чем сейчас работаете, когда стоит ждать новых ваших
произведений?
Как обычно, работаю сразу на нескольких фронтах. Пишу с
соавторами под псевдонимом романы по мотивам известной настольной игры
«Берсерк» — очередной томик готовится к выходу в «Азбуке». Сочиняю несколько
вещей в малой форме для антологий, собираемых тремя издательствами. Заканчиваю
роман для «Лениздата» — под своей фамилией. Про антологию альтернативной
классики уже упоминал. А еще иногда случается, что приходит какая-то идея, и не
дает покоя, и настойчиво требует превратить ее в повесть, а то и в роман, и
заставляет-таки отложить все заказанные тексты с оплаченными авансами. И
писатель Точинов выпадает на месяц из жизни — в интернет не выходит, телефон
отключает, от компьютера отрывается лишь для еды и короткого сна... Родившиеся
таким образом книги я считаю самыми лучшими.
Что ж, пожелаем писателю Виктору Точинову как можно
больше ярких идей, приносящих ему такое счастье, — отбросить заботу о хлебе
насущном и предаться неистовым страстям: воплощению на чистом листе будоражащих
мозг, душу и сердце образов.
©mirf.ru |