В Москве побывал живой классик научной
фантастики Гарри Гаррисон. 83-летний писатель принял участие в
международном конгрессе фантастов «Еврокон-2008». Автор более чем 30
фантастических романов (из них наиболее известны серии «Билл — герой
Галактики», «Стальная крыса», «Эдем», «Звезды и полосы»), основатель
Всемирной организации научных фантастов World SF, один из создателей
искусственного языка эсперанто, Гаррисон, несмотря на возраст,
по-прежнему сохраняет бодрость и интерес к глобальным событиям. И,
несмотря на ряд пессимистичных прогнозов, сделанных им относительно
ситуации в мире, фантаст остается верен себе, сохраняя надежду на
перемены к лучшему и чувство юмора. О проблемах современной научной
фантастики, о своем отношении к политическому курсу США, о тенденциях в
культуре современного человечества ГАРРИ ГАРРИСОН рассказал
корреспонденту РБК daily ИЛЬЕ НОСЫРЕВУ.
— Сейчас в фантастике наблюдается странная ситуация,
когда популярные на всем протяжении ХХ века жанры — science fiction,
космическая опера — вытесняются более легкими жанрами, в частности
фэнтези. Как вы думаете, с чем это связано? Может быть, здесь кроется
какое-то разочарование итогами научного прогресса? Ведь если еще 20—30
лет тому назад освоение космоса казалось делом ближайшего будущего, то
теперь совершенно очевидно — никаких полетов к другим галактикам на
нашем веку уже не будет.
— Не могу согласиться с
тем, что научная фантастика вымирает как жанр. Тут скорее общая
тенденция: люди на Западе перестают читать книги. Россия — единственная
страна, где все еще читают. Например, 30 лет назад мои книги
продавались в Америке пачками, а в СССР их знали довольно слабо. Но
сейчас ситуация изменилась: за тот же самый период времени, когда в США
худо-бедно продается одна моя книга, а в Великобритании — в лучшем
случае две с половиной, в России продается десять. Американцы почти
совсем перестали читать: книгу вытеснили телевидение, кино, Интернет.
Та же ситуация наблюдается, например, в Японии, где молодежь в основном
смотрит мангу, разнообразные фэнтезийные сериалы, а книги уже не в
чести. Но русские — действительно самый читающий в мире народ: у вас в
стране мне доводилось встречать, например, продавщиц в продуктовых
магазинах, которые хорошо разбираются в фантастике. Вот почему для
литератора-фантаста Россия становится все более мощным полюсом
притяжения.
— Вы затронули проблему культурного регресса.
Проблема для наших соотечественников тем более болезненная, что в
советской фантастике будущее предписывалось рисовать в радужных цветах.
Мы все получили эту прививку марксистского исторического материализма,
привыкли считать, что завтра будет лучше, чем сегодня. Жанр антиутопии
в СССР был под негласным запретом. Но в ваших произведениях, как и в
американской фантастике в целом, будущее обычно рисуется точно таким же
жестоким и несправедливым, как и настоящее. Вы не верите в то, что
человек с ходом истории способен сделаться лучше?
—
Да, классическим представителем советской фантастики действительно
является Иван Ефремов, в произведениях которого будущее показано
царством всеобщей справедливости. Но, как мне кажется, надежды по
поводу радикальной перемены человека как социального существа не
оправданы: люди с течением времени не меняются. Другое дело, что
культура подвержена серьезным изменениям — правда, далеко не всегда
прогрессивным. Возьмем пример Америки: за несколько лет правления Буша
она из демократической державы превращается в государство фашистского
или сталинского типа — президент попирает Конституцию, ежедневно
нарушаются ключевые принципы свободы слова и свободы совести. Более
того, и в мире США ведут себя совершенно недемократическим образом:
интересы других стран Америка не просто игнорирует — она даже не
задается целью их понять. В результате США попросту не имеют
представления о ситуации в мире, а значит, и о направлении, в котором
они сами двигаются. Это прекрасная иллюстрация обратимости социального
и культурного прогресса.
— А что же по поводу прогресса научно-технического? Он как-то влияет на отношения между людьми?
—
Он оказывает влияние опять же на культуру, а не на самих людей. Но это
лишь крайне поверхностные изменения. Скажем, в наше время появился ряд
новых направлений в науке, развитие которых сулит огромные перспективы
и колоссальную финансовую отдачу... Моя дочь, биолог, рассказывала мне,
что сейчас такой отраслью стали, например, биотехнологии. Но человек,
его мораль и подсознание остаются прежними.
— Довольно много ваших книг написано в жанре
альтернативной истории. С чем это связано? Вам хотелось бы переписать
какие-то эпохальные события — скажем, спасти Рим от варваров или
вычеркнуть со страниц истории Гитлера?
—
Альтернативная история — это возможность конструировать различные
варианты исторического развития, создавая миры, которые весьма сильно
отличаются от того, в котором мы привыкли жить. У любого исторического
процесса существует точка бифуркации, изменение результата в которой
могло бы привести к совершенно иным последствиям. Так, скажем, в цикле
«Звезды и полосы» мне интересно было исследовать вопрос: как изменился
бы мир, если бы превращение США в сверхдержаву произошло бы еще в XIX
веке. Ведь если бы янки и конфедератам удалось договориться по поводу
отмены рабства, войны между Севером и Югом попросту не было бы! Вполне
возможно, что Америка превратилась бы тогда в сильное государство,
несущее демократию и собственные порядки всему миру.
— Как видим, это все-таки произошло: правда,
полутора столетиями позже. Мне кажется, что вваших романах, написанных
в жанре альтернативной истории, вообще довольно часто встречаются
аллюзии на современность. Меня всегда занимал вопрос: а общество
разумных динозавров-самок в трилогии про Эдем вами задумывалось как
пародия на завоевания феминизма?
— Нет, это
все-таки не пародия на феминизм. Задумывая «Запад Эдема» и две
последующие книги, я просто хотел сконструировать мир, где привычная
нам, людям, цивилизация была бы вывернута наизнанку. Так, если вся
наука человека основана на использовании огня, то разумные
динозавры-иилане в моей книге его не знают. Если человек создает для
своих целей различные машины, то иилане на протяжении миллионов лет
выводят живых тварей, способных играть роль оружия, транспорта, научных
приборов. Если в истории человечества решающая роль традиционно
принадлежала мужчине, тот тут мы видим мир, где главенствуют самки. Это
экстраполяция, не более. Сюжет книги, впрочем, не случаен — у меня есть
ряд не только литературных, но и научных работ, посвященных теме: что
было бы, если бы динозавры не погибли? Я совершенно уверен, что
строение тела и развитие мозга вполне позволили бы этим рептилиям стать
разумными существами и создать цивилизацию, сильно отличающуюся от
нашей.
— В России много писателей, пишущих фантастику.
Многие из них стремятся к известности. Раскройте секрет: как написать
бестселлер?
— Секрет бестселлера — в оптимальном
соотношении идей и действия. Российские фантасты традиционно уделяют
преимущественное внимание идее романа, в то время как действие
развивается чахло, с сюжетными провисаниями, перегружено научными
деталями — тут, вероятно, сказывается общий акцент на изучение
прикладных технических наук, который делался в СССР. А в произведениях
американских авторов (и, в частности, моих) действия много — это и
делает книгу легко читаемой.
— А как же высокая миссия литературы? В России традиционно считается, что книга должна сеять разумное, доброе, вечное.
—
Да, у русских и американцев разное отношение к книге. Американцы
воспринимают литературу как развлечение, остроумную выдумку: прочел,
развлекся и забыл. В России же есть четкая грань между серьезной и
развлекательной литературой. Я много интересовался таким типично
русским явлением, как самиздат, — книги, публикуемые с риском для
свободы и жизни, имели совершенно другую смысловую нагрузку, чем
беллетристика.
— Как вы считаете, наше время — это эпоха без героя
или все же эпоха, требующая героя, пусть даже этот герой такой же
странный и случайный, как Билл, герой Галактики из вашего знаменитого
цикла?
— Герой — это всегда человек,
противопоставленный обществу, понимающий что-то, чего общество не
понимает, или более смелый, чем общество. Что касается Билла, героя
Галактики, то он как раз наиболее типичный человек. Изображая недотепу,
попавшего в механизмы политики высшего уровня, я как раз добивался
простой цели: чтобы обычный человек мог почувствовать себя на месте
Билла, примерить на себя его шкуру и положение, в котором тот оказался.
А настоящие герои появляются спонтанно, когда в них возникает
необходимость. Образ современного героя размыт, нельзя определенно
сказать, как он должен выглядеть, думать, действовать. Одно ясно:
независимо ни от чего, герой — это умный и честный человек.
— Если бы у вас была возможность дать человечеству
всего один совет и абсолютная гарантия того, что этот совет будет
услышан, что бы вы сказали?
— Это действительно
сложный вопрос. Пожалуй, я сказал бы следующее: сохраняйте надежду!
Любые тоталитарные режимы рано или поздно обречены на падение, самые
тяжелые обстоятельства рано или поздно благополучно разрешатся. У
человечества существует спасительный механизм саморегуляции — плохие
времена не могут продолжаться долго. Верьте и надейтесь!