Все о Сэме Многие думают, что Фродо - главный герой
"Властелина Колец". Другими словами: практически все читатели считают,
что эта книга - книга о Фродо. Это его путешествие, его ноша; он в
центре внимания. Короткая реклама в журналах, обращенная к
неинициированным читателям, выглядит примерно так: "История хоббита,
Фродо Бэггинса, который должен уничтожить ужасное Кольцо Власти".
Неплохо звучит? Но все не совсем так. На самом деле,
главный герой - это Сэмуайз Гэмджи, хотя, возможно, вы об этом и не
догадывались. Но теперь я говорю вам: вся эта книга - о Сэме.
Вы можете с полным основание возразить: Фродо Бэггинс должен быть
главным героем этого сказания. "Хоббит" посвящен путешествию Бильбо, и
никто, кроме него, не может претендовать на ведущую роль в этой истории
(за исключением, возможно, Смога). Создается впечатление, что Толкиен
собирался написать семейную хронику Бэггинсов: начав с приключений
Бильбо, он затем перешел к жизнеописанию Фродо, на долю которого выпало
больше приключений, чем он сам ожидал. Более чем часто
Фродо оказывается центром повествования. На протяжении трилогии мы
переживает то, что переживает он, мы разделяем с ним его чувства,
узнаем невысказанные мысли и даже сны. Толкиен дает нам возможность
прочувствовать его страдания изнутри. И, осознав это страдание, мы
понимаем путь настоящего самопожертвования. Он Хранитель Кольца, в
конце концов. Но история о герое, как "Властелин
Колец", - это не только история о жертвенности (или о героизме, или о
том, что красота преходяща, или обо всем, что имеет какое-либо
значение). Я считаю, что книга представляет собой переплетение многих
сюжетных линий, но основой, тем, о чем рассказывается, является одна
единственная вещь: Кто в наибольшей степени изменился между появлением
на первой странице и на последней, за чьим преображением имел
возможность наблюдать читатель? Арагорн - наиболее героический характер. Но это не его история. Гэндальф великолепно управляет событиями. Но это не его история. Саурон - вечный враг. Но это не его история.
Позвольте привести пример из другой сказки, знакомой всем, но о которой
предпочитают молчать, - я имею в виду "Звездные Войны". Вы думаете, что
изначально "Звездные Войны" были фильмами о мальчике с фермы по имени
Люк Скайуокер? Вы думаете, что он главный герой? ПИП! Извините… спасибо
за участие! Если бы вы сказали: "Нет, это Дарт Вейдер", то вы бы унесли
домой наш главный приз. Парень в черном шлеме -
движущая сила истории. Вейдер появляется в первой сцене первого фильма,
выйдя из прожженной лазерами двери, в поисках Леи. Он первый герой, с
которым знакомится аудитория. Что еще более важно, его решения приводят
сюжет в движение на протяжении всех трех фильмов. Каждый эпизод в этой
истории мы воспринимаем как следствие того, что делает Вейдер. В конце
"Возвращения Джедая" мы осознаем, что история подошла к своему концу
только после наитруднейшего внутреннего освобождения Вейдера и только
после того, как мы видим его сияющий силуэт рядом с фигурами его
учителей. Он искупил свою вину. Кредит оплачен. Конец.
Когда вы пишете 1200-страничную эпопею, вы можете позволить себе
роскошь ввести дополнительные сюжетные линии и у вас есть время для
того, чтобы поработать с разными характерами. Но вам все равно нужна
основная нить, которая бы тематически объединяла ваш рассказ.
Становление личности Сэма, его описание - основное средство
повествования для Толкиена, хотя это не всегда очевидно. Но есть
множество доказательств того, что Сэм, а не Фродо, является основным
персонажем. Сэм проходит огромный путь: от простого
садовника до героя легенды. Он появляется на страницах Братства Кольца,
он первый герой, с которым знакомится читатель, которому его
представляет его отец: "С ума сходит от историй о былых
временах, да все рассказы мистера Бильбо слушает…. Эльфы и драконы! Я
ему говорю: для нас с тобой капуста да картошка лучше будут".
Итак, вы видите, в первую очередь мы знакомимся с нашим дорогим Сэмом.
Так же, как и он, мы все время грезим о дивном народе, эльфах и
елефантах. Поэтому прежде всего Профессор знакомит представляет нам
Сэма. Все значимые события Войны Кольца: путешествие, битвы,
предательство и победа - блекнут рядом со следующим фактом: Сэм
изменяется, лучше узнавая себя. В конце он становится тем, кем хотел
быть в своих мечтах. Более того, он осознает, что его деяния могут
однажды стать основой сказаний и песен. Разговор Сэма и Фродо во время перехода через Кирит Унгол посвящен этому:
"Но все совсем не так в тех историях, которые чего-то стоят или
запоминаются. Кажется, герои просто попадают в них, просто так
складывается их судьба, так сказать…. Интересно, а мы герои какой
истории?" "И мне интересно, - сказал Фродо, - Но я не знаю. Но так и должно быть в настоящей истории… Ее герои не знают…"
И, когда Сэм осознает, что величественные истории Первой Эпохи о Берене
и Сильмарилах на самом деле предыстория разворачивающихся сейчас
событий, он говорит: "Ну если подумать, то мы во все той же истории! Она продолжается. Разве у великих историй нет конца?" "Нет, как истории они никогда не кончаются, - говорит Фродо, - Но люди попадают в них и уходят, когда сыграют свою роль".
На это Сэм отвечает: "Но все-таки интересно, сложат ли о нас
когда-нибудь песни или сказки". И после этого замечания, которое можно
отнести и на его счет, Профессор мягко подводит Сэма к тому моменту,
когда его ожидает величайшая опасность и спасение. В
качестве последнего аргумента я предлагаю обратить внимание на конец
книги. Эпопея не заканчивается ни уничтожением Кольца, ни даже
отплытием Фродо на Последнем корабле. Последняя сцена, которая
представляется нашему вниманию, завершающая повествование: Сэм
возвращается к своей семье, он садится за стол и говорит, что его роль
в создании легенды завершена. Четыре простых слова: "Вот я и вернулся"
- его последнее признание в том, что он больше не герой истории.1
Если что и ожидает Сэма в будущем, так это окончательное возвращение к
своей семье, к личной жизни; он уже больше не представляет интереса для
назойливого внимания будущих поколений. |