Новая книга самого популярного российского фантаста Сергея Лукьяненко —
это хорошо забытое старое. "Пристань желтых кораблей" — сборник
повестей и рассказов раннего Лукьяненко, молодого автора, начавшего
литературную деятельность с подражания Крапивину.
Подражание
вылилось в переосмысление, о котором мы теперь можем судить по книге,
выходу которой писатель, по его уверению, "долго противился". Почему?
Многие произведения, вошедшие в книгу "Пристань желтых кораблей"
печатались в журналах и сборниках десятилетней и более давности, и о
них мало кто помнит. Написаны они были и того раньше. Нет, тогда, лет
пятнадцать назад их хвалили, у них нашлись свои читатели, их охотно
брали редакторы — но в реве мощного вала фантастики восьмидесятых они
не были слышны так, как сегодня слышны лукьяненские "Дозоры".
Сам автор признает в них налет ученичества, в предисловии к настоящему
изданию всячески подчеркивает свою неумелость и неуклюжесть. И все же —
любопытно. Лукьяненко счел необходимым дать к каждому рассказу и
повести краткий комментарий, включающий в себя историю написания и
издания произведения. Наверное, правильно сделал, помогая читателю
вспомнить эпоху…
Открывает сборник антиутопия "Тринадцатый
город", повесть, которая должна была стать романом. Космический корабль
землянина терпит крушение у берегов планеты, которая, к удивлению
пилота, оказалась обитаемой. Жизнь есть в стальном Городе,
устремляющемся в небеса многокилометровой башней. Вокруг —
малопригодная для жизни людей пустыня и — зоны радиации. В Городе —
тоталитарное общество, культ равенства и коллективизма, и, как всегда,
среди равных есть те, кто равнее (высший эшелон, "тринадцатый город").
Однако существует и сопротивление Городу — отряды "наружников", вольных
жителей, не желающих мириться с мороком матричного Города. К ним и
попадает землянин, который решает помочь вольным в правом деле…
Второе значительное произведение дало название всему сборнику —
"Пристань желтых кораблей". Штука в духе Крапивина и Стругацких. Она
посвящена парадоксам времени и философии общественного развития,
проблеме сочетания этики и технологии. Средневековое общество,
пользующееся биотехнологиями и оружием будущего… Научное фэнтези
Лукьяненко — достаточно боевое, хоть и несколько наивное,
переосмысление творчества любимых авторов.
В сборник вошли
также небольшие рассказы — "Восьмой цвет радуги", "Нарушение", "Чужая
боль", "Спираль времени", "Офицер особых поручений", "Три тощака",
"Пастор Андрей, корабельный мулла, по совместительству — Великое
Воплощение Абсолютного Вакуума", "Профессионал", "Делается велосипед".
Все они очень разнородны, — что-то стало прообразом будущих романов,
что-то — было чистым развлечением, экспериментом, а чего-то в
творчестве Лукьяненко уже просто не будет.