7 февраля 2008 года ведущая британская газета «Guardian» опубликовала интервью с замечательным писателем и интересным человеком Йеном Бэнксом, в котором он рассказывает о том, как стал писателем и раскрывает некоторые секреты своего писательского мастерства.
Какая книга была вашей самой любимой в детстве? У меня никогда не было какой-то одной любимой книги, но когда мне было 12 или 13 лет, я открыл научную фантастику, которая стала моим «жанром». Поэтому у меня был любимый жанр, а не одна книга.
Когда вы взрослели, у вас в доме были книги? Множество. Мой отец был заядлым читателем. Я помню, как был потрясен, когда узнал, что у некоторых из моих одноклассников в доме нет книг. Отсутствие книг мне казалось равнозначным отсутствию кислорода или воды. Если бы я в то время мог жить в библиотеке, я бы так и сделал.
Что заставляло вас писать, когда вы только начинали? Я думаю потому, что в школе обнаружил, что у меня получается писать. Я получал хорошие оценки, и папа и мама были счастливы, что мои учителя были довольны. Затем я должно быть обнаружил, что есть такая вещь как профессиональный писатель.
Легко ли вам писать? Да. Я люблю писать и не могу представить себе, что не способен этого делать. Мне хочется легкой жизни, и если бы это было тяжело, я бы не делал этого. Я восхищаюсь теми писателями, которые пишут, даже если это накладно для них.
Что заставляет вас писать теперь? Контракт – и надо бороться с нищетой. Мне хотелось бы думать, что если бы писательство мне больше не нравилось, я бы был достаточно храбрым, чтобы попробовать что-то еще – но я не особенно хочу выяснить это.
Как вы готовитесь к работе? Провожу минимально необходимые исследования, сбор информации. Обычно от трех до шести месяцев я планирую следующий роман. До того, как я начинаю писать, мне нужно иметь довольный подробный план, иначе у меня выходит несколько тысяч слов мусора. Главная цель подготовки – попытаться выработать план того, что произойдет в книге.
У вас есть заведенный распорядок дня? В теории я работаю по восемь часов пять дней в неделю, что значит, что я могу общаться с моими друзьями, у которых нормальные работы как преподавание или программирование. Но на практике если я просыпаюсь в 4 часа утра с мыслями о книге, то я встаю и начинаю писать. И это хорошо, потому что я могу написать намеченное количество слов до завтрака и устроить себе выходной.
Как вы выживаете, проводя столько времени в одиночестве за работой? Я привязан к клавиатуре примерно 3 месяца в году, а в остальное время у меня абсолютно нормальная жизнь. Я единственный ребенок в семье, поэтому я люблю проводить время один и не чувствую себя покинутым. У меня также есть партнер, который проводит со мной большую часть дня.
Какой хороший совет вам дали, когда вы были начинающим писателем? Я не получал таких советов. Я не был знаком с писателями и не знал ни о каких книгах, которые учат как писать. И даже если бы я знал, я, вероятно, был бы слишком уверен в своей гениальности, чтобы читать их! Хотя совет мне бы пригодился.
Что бы вы посоветовали молодым писателям? Три П: пишите, пишите, пишите. Писательство похоже на все остальные профессии: чем больше вы этим занимаетесь, тем лучше становитесь. Не старайтесь достичь совершенства в процессе, просто доберитесь до конца этой чертовой вещи. Допускайте несовершенства. Закончите ее, а затем можете вернуться. Если вы будете стараться навести глянец на каждое предложение, вы можете не застрять на первой главе.
Есть ли секрет писательского мастерства? Некоторые узнали его, а некоторые нет. Хотя я думаю его можно узнать у некоторых, поэтому стоит вступать в писательские объединения или учиться этому. Если курсы писательского мастерства выпускают хоть одного писателя, который иначе не стал бы им, то это стоит того. Ты вроде бы знаешь, писатель ты или нет. Настоящий секрет в том, что ты делаешь это, потому что любишь писать, а не потому, что ты любишь идею стать Писателем.
Над чем вы сейчас работаете? Я на той стадии, когда начинаю думать о следующем романе. Мне не нужно касаться клавиатуры до октября, поэтому это немного рановато. Это совершено необходимая стадия, через которую мне надо пройти, и ее не надо путать с ленью. На самом деле я работаю над музыкальной композицией. У меня есть намерения стать композитором и надежда стать таким же успешным композитором как Энтони Берджесс, не меньше.
|