Сайт «Научно-фантастическое Евангелие» (SF Gospel), пишущий о религии в фантастике, выбрал 10 лучших научно-фантастических рассказов и повестей о религии. Некоторые их этих рассказов переводились на русский язык, некоторые нет. В любом случае, эти произведения заслуживают внимания читателей.
10. Фредерик Браун «Ответ» (Fredric Brown, “Answer”)
Очень короткий рассказ Брауна, который занимает меньше страницы, рассказывает об ученом в утопическом обществе далекого будущего, построившем компьютер, который должен дать ответ на главный вопрос, существует ли Бог. Несмотря на то, что окончание рассказа, если вы его до сих пор не прочитали, довольно легко угадать, это не делает его менее ужасным.
9. Рэй Брэдбери «Человек» (Ray Bradbury, “The Man”)
«Человек» - это притча, рассказывающая о пророке, путешествующем с планеты на планету. Самое его известное появление было на Земле примерно 2000 лет назад. Человек не появляется в рассказе. Вместо этого, это рассказ Харта, капитана ракетного корабля, который прибывает на чужую планету вскоре после убытия пророка. Первоначальное недоверие Харта превращается в агрессивную манию. Он угрожает чудаковатым инопланетянам, если они не помогут ему найти пророка.
8. Рик Муди «Записки Альбертины» (Rick Moody, “The Albertine Notes”)
Повесть Муди использует элементы, присущие прозе Филипа Дика, - постапокалиптический мир, психоделические наркотики, способствующие путешествиям во времени, но это не стилизация под Дика. Действие повести происходит в Нью-Йорке, разрушенном ядерным взрывом. Обитатели этой помойки зависят от наркотика под названием Альбертина, который позволяет им заново проживать довоенные воспоминания. Альбертина выступает здесь как ухудшенная форма религиозного опыта. Вскоре некоторые из приверженцев наркотика начинают проживать воспоминания о будущем, но что такое пророчество в мире, который уже мертв?
7. Майкл Бишоп «Евангелие от Гамалиэля Кручиса» (Michael Bishop, “The Gospel According to Gamaliel Crucis”)
Пожалуй, это один из самых необычных подходов к идее инопланетного спасителя. «Евангелие от Гамалиэля Кручиса» предполагает, что Иисус действительно был Богом, обретшим плоть, а также то, что каждая раса во Вселенной была благословлена своей собственной инкарнацией Бога. «Евангелие от Гамалиэля Кручиса» - это история Мантихораса, инопланетного инсектоидного пророка, посланного на Землю. Написанная в форме Евангелия, вплоть до нумерации глав и стихов, это действительно уникальная история спасения.
6. Роберт Силверберг «Папа и шимпанзе» (Robert Silverberg, “The Pope of the Chimps”)
«Папа и шимпанзе» исследует происхождение религиозной веры, спекулируя о рождении теологии приматов. Группа ученых, работающих с группой шимпанзе, владеющих языком знаков, замечают среди приматов странное поведение после смерти одного из людей. После разговора с одним из ученых о смерти шимпанзе создают концепцию послежизни и вскоре у них появляется достаточно устойчивая система ритуалов и вероучения.
5. Айзек Азимов «Логика» (Isaac Asimov, “Reason”)
Большинство рассказов из сборника Азимова «Я, робот» следуют достаточно простой формуле: робот начинает вести себя странно, нарушая один из Законов Робототехники, люди на протяжении примерно 15 страниц изучают проблему, а затем находят для нее оригинальное решение. Большое исключение из этой формулы «Логика», который может быть лучшим из написанных Азимовым произведений. Роботы, работающие на космической станции, передающей солнечную энергию на Землю, создали религию, и они отказываются верить словам людей о ложности своих верований.
4. Кэтрин Керр «Убежище» (Katharine Kerr, “Asylum”)
«Убежище» - это рассказ о США ближайшего будущего, в котором после переворота правят евангелисты. Рассказ концентрируется не на жестокости авторитарного режима, а на эмоциональных и духовных потерях семей, разрушаемых режимом. Главный герой рассказа, профессор колледжа Джейк Кори, изгнанная из страны новым правительством за свою попытку осудить реакционное движение и попросившая убежище в Великобритании. Она написала книгу «Христианский фашизм: Правые христиане: Политика добродетельности». Кори пытается связаться с семьей и друзьями, оставшимися в США.
3. Филип Дик «Вера наших отцов» (Philip K. Dick, “Faith of Our Fathers”)
Рассказ «Вера наших отцов», впервые опубликованный в антологии Харлана Эллисона «Опасные видения», представляет глубину страха Дика перед Богом, который он ощущал до 1974 года. Рассказ описывает окончательную дистопию: авторитарное правительство подчиняет себе население, используя галлюциногены, которые не позволяют людям понять настоящую природу правительства. Когда герои рассказа принимают анти-галлюциноген, они обнаруживают, что лидером их общества является чудовищный хищник, который также является Единственным Настоящим Богом.
2. Роберт Силверберг «Праздник святого Диониса» (Robert Silverberg, “The Feast of St. Dionysus”)
«Праздник святого Диониса» - шедевр Силверберга, история бывшего астронавта, единственного выжившего в неудачном путешествии к Марсу, который ищет духовного уничтожения в пустыне. Джон Оксеншур, потрясенный смертью своих коллег, стремится скрыться от человеческого общества, но вместо этого находит трансцендентность в монастыре в пустыне, посвященном мистическому экстазу и божественному разврату.
1. Джек Макдевитт «Гас» (Jack McDevitt, “Gus”)
Давший свое имя рассказу герой является компьютерной симуляцией Августина Иппонского, одного из основателей христианской церкви, приобретенной католической семинарией для проведения занятий. Искусственный интеллект слишком хорошо отображает склонность к ведению споров своего предшественника и вскоре вступает в схватку с администрацией монастыря. Как говорит настоятель, «эту штуку запрограммировали Унитарии». Между Августином и молодым монахом по имени Гас возникает дружба и со временем она только крепнет.
Почетные упоминания: Теодор Старджон «Микрокосмический бог» (Theodore Sturgeon, “The Microcosmic God”), Брайан Олдисс «Ересь Огромного бога» (Brian Aldiss, “Heresies of the Huge God”), Ричард Боукер «Загрязнение» (Richard Bowker, “Contamination”), Тед Чан «Ад – это отсутствие бога» (Ted Chiang, “Hell is the Absence of God”), Ричард Чведик «Мера всех вещей» (Richard Chwedyk, “The Measure of All Things”), Артур Кларк «Девять миллиардов имен Бога» (Arthur C. Clarke, “The Nine Billion Names of God”), Филип Хосе Фармер «Прометей» (Philip José Farmer, “Prometheus”), Том Годвин «Холодные расчеты» (Tom Godwin, “The Cold Equations”), Гарри Гаррисон «Улицы Ашкелона» (Harry Harrison, “The Streets of Ashkelon”), Йен Макдональд «История Тенделео» (Ian McDonald, “Tendeléo’s Story”). В список не включены повести и рассказы, которые позже стали романами, такие как «Се – человек!» Майкла Муркока или «Дело совести» Джемса Блиша. |